“Здравый смысл – соединяя интуицию и логику” Перевод материалов блога Эли Шрагенхайма

Как я уже и обещал, на этой неделе опубликую несколько переводов материалов блога Эли Шрагенхайма.

В этот раз про принятие решений с точки зрения здравого смысла. В книге “Правила Голдратта” (The Choice) Голдратт пишет, что эмоции, логика и интуиция – это взаимоподдерживающие инструменты: принимая логические решения и получая результаты вы испытываете по этому поводу эмоции; логика, поддержанная эмоциями, развивает вашу интуицию; ваша интуиция помогает вам больше факторов учитывать при логических рассуждениях. Так раскручивается спираль улучшения интуиции-логики при принятии решений.

В этом посте Эли Шрагенхайм излагает свое видение взаимодействий этих факторов принятия решений. Этот пост также предшествует посту о совместном принятии решений, перевод которого будет опубликован на этой неделе.

Как обычно, ссылка на оригинал и картинка из поста автора.

Надеюсь, что эти переводы приносят вам пользу.

Ваш Дмитрий Егоров

Мы все знаем, что здравый смысл встречается совсем нечасто[i], особенно в организациях со сложившейся культурой «оптимизации». Здравый смысл говорит нам, что достижение оптимального уровня[ii] – это иллюзия, которая приводит к вредному поведению и не дает достигнуть даже достаточно хорошего состояния.

В чем состоит подход с точки зрения здравого смысла при оценке ценности новой идеи?

Первый вопрос, с точки зрения здравого смысла: какая информация требуется для оценки идеи?

A little girl playing chess

Напоминаю, Голдратт определял информацию как «ответ на заданный вопрос»[iii]. В некотором смысле, это означает, что есть какие-то вещи, которые мы должны знать. Итак, когда нам нужно принять решение, есть искомые нами отправные точки[iv] – и они и являются необходимыми элементами информации.

Пример:

От имени своей организации вы ищете поставщика канцелярских товаров. Вы разговариваете с представителем крупной компании-поставщика канцелярских товаров и полным энтузиазма собственником нового бизнеса по поставке канцтоваров. Представитель крупной компании – усталый и не слишком яркий парень, который просто цитирует шаги из текста по продажам. Владелец нового бизнеса безусловно блестящ и ваша интуиция подсказывает, что он добьется успеха.

Какую информацию/ответ-на-вопрос вам следует искать?

  1. От кого вы получите наилучшие общие условия сделки?
  2. От кого вы получите наилучший общий сервис, особенно наилучший отклик на срочные запросы?

На первый вопрос есть точный числовой ответ. Предположим, что представитель нового бизнеса предложил скидку в 4% на первые 6 месяцев. После чего цена станет такой же. Давайте также предположим данные, что общие издержки на канцтовары в вашей организации составляют 0,94% от оборота.

Для ответа на второй вопрос необходимо использовать интуицию, так как любой вопрос о будущем не имеет точных цифровых данных, и я сомневаюсь, что вы сможете найти какую-либо статистическую модель для ответа на этот конкретный вопрос.

Ваша интуиция, приблизительно опираясь на жизненный опыт плюс некоторые эмоции и предубеждения, говорит вам, что новый бизнес предоставит значительно лучший сервис. Вы не ожидаете, что крупный бизнес будет предоставлять какие-либо «привилегии», а новый бизнес, желающий обеспечить себе будущий рост, более открыт для отклика на особые запросы.

Эмоции безусловно влияют на принятие решений, а в данном случае интуиция и эмоции идут рука об руку для решения в пользу нового бизнеса.

Итак, является ли решение очевидным?

Здесь проявляется важная роль логики, как критического механизма контроля и способа взглянуть на общую картину.

Каков может быть ущерб от неспособности обеспечить должный уровень сервиса и может ли это произойти?

Крупные поставщики могут что-то где-то упустить. Тем не менее,  мы ожидаем, что они способны это исправить в течение одного-двух дней. Новый бизнес может столкнуться с бОльшими трудностями, особенно, если новый бизнес старается расти слишком быстро, исчерпывая свои ресурсы и возможно страдая от недостаточного денежного потока. Кроме того, он может испытывать трудности от недостаточной экспертизы в профессиональной области.

Давайте теперь исследуем вопрос: каков размер ущерба и для кого?

Большинство организаций не сильно страдает от случайной нехватки канцтоваров. Тем не менее, это создает хлопоты[v], а когда появляются хлопоты, всегда есть человек, ответственный за их возникновение. Так что, пока влияние на эффективность[vi] организации относительно низкое, здравый смысл подсказывает, что благополучие человека, принимающего решение, будет обеспечено наиболее безопасной альтернативой – в пользу крупного поставщика!

Потребность в обеспечении безопасности в этом случае обычно будет значительно сильнее, чем очень небольшое снижение затрат. Ну, так мне подсказывает моя интуиция, даже в организациях, существующих в Мире Затрат[vii].

Это мое общее наблюдение.

В принятии решений участвуют эмоции, интуиция и логический анализ. По моему мнению эмоции влияют негативно на организационные решения. Интуиция критически необходима как один из главных информационных входов. Финальное решение должно принимать во внимание общую картину, рассматривая последствия от исходных данных на другие аспекты общей картины, и для этого вам нужен логический анализ.

 

[i] В тексте слегка измененная фраза «common sense is not common», авторство которой приписывается Марку Твену, и которая активно использовалась д-ром Голдраттом. – прим. переводчика

[ii] В тексте «optimization» – оптимизация. – прим. переводчика

[iii] В книге «Синдром стога сена. Как выудить информацию из океана данных» – прим. переводчика

[iv] В тексте «inputs» – прим. переводчика

[v] В тексте «hassle» – стычка, склока, неудобство и даже драка. Можно еще перевести как бардак. – прим. переводчика

[vi] В тексте «performance» – качество функционирования компании. – Прим. переводчика

[vii] В тексте «Cost World» – понятие используемое в ТОС для определения подходов связанных с традиционными подходами к учету затрат. – прим. переводчика


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.