Что такое “затраты”?

Согласитесь, странный вопрос я задаю: “Что такое затраты?”

Затраты всегда являлись самым простым элементом в учете. Одна из причин, почему компании фокусируются на сокращении затрат, на борьбе с издержками, уменьшении издержек, состоит в том, что показатель, который в отличие от всех остальных легко измеряется и изменения видны быстро и сразу. Если исходить из предположения, что уменьшение затрат приводит к увеличению прибыли,что вроде бы, глядя на формулу, верно, то борьба с затратами в уловиях, когда не можем поднимать цены, становится одним из ключевых вопросов, которым занимаются все компании. Следствием будет являться комплекс мероприятий по снижению издержек и по работе с затратами. И мы пойдем от учета затрат к управлению доходами и закончим управлением обязательствами.

Это ведь самая простая и понятная сущность, которая вообще существует в финансово-экономической части управленческого учета. По запросу “Учет затрат” Google выдает, как он сам пишет “примерно 30,5 миллионов результатов”, а отечественный Яндекс тут сильно скромнее – всего 7 тысяч результатов. Казалось бы, что здесь обсуждать, всем и так всё понятно…

И да, и нет.

Любому человеку, который имеет сколько-нибудь внятное экономическое образование, понятна сущность и все особенности затрат. Но большинство предпринимателей и руводителей функциональных и линейных подразделений не имеют экономического образования. И может быть, это даже и хорошо! Потому как говорили древние мудрецы: “Многие знания – многие печали”. Часто именно отсутствие понимания всего объема проблем, с которыми придется столкнуться, и позволяет стартовать и вытаскивать невероятные проекты.

Но с экономическими законами, все обстоит так же как и с обычной юридической практикой, незнание закона не освобождает от ответственности. Закон, если мы говорим об объективных законах, – он потому и закон, что его действие универсально и общее для всех, безотносительно знаешь ты о его существовании или нет. Если ты сидишь под яблоней, созревшее яблоко рано или поздно упадет тебе на голову, даже если ты не лорд Ньютон, плохо учился в школе и ничего не знаешь про закон всемирного тяготения.

Поэтому большинство руководителей и предпринимателей рано или поздно сталкиваются с необходимостью получения хотя бы минимального экономического знания. И первое удивление, которое из пожидает на этом пути, – это понимание того, что затраты не равны расходам денег, а выручка не равна поступлениям. Кроме того, он сталкивается со словами: “затраты”, “расходы”, “издержки”, которые используются то как синонимы, то как различные понятия. И разобраться в этих теоретических спорах и дебрях и специалисту-то не всегда просто, а человеку, для которого это не является основной профессий, – вообще беда, тем более, что это в основной его работе касается только краем.

Пока я готовил материал, мне удалось раскопать в интернете очень полезный материал, который просто помогает разобраться с этим словами. Надеюсь, к моменту публикации книги, эта ссылка будет еще работоспособна, а ключевые моменты мы с вами здесь зафиксируем.

Первое, неважно какой из терминов мы используем “издержки”, “затраты” или “расходы” – это потребление ресурсов в денежном (суммовом) эквиваленте на производство (и продажу) продуктов, товаров и услуг за какой-то период времени.

Второе, самое общее из этих понятий – это издержки, которые включают в себя как реальное потребление ресурсов, так и “альтернативные издержки”, то есть упущенную выгоду, то есть недополученный доход. То есть “издержки” отвечают не только на вопрос, чего нам стоили предпринятые действия, но и сколько мы потеряли от непредпринятых действий. В общем и целом, издержки – это измерение потерь, как реальных, так и потенциальных для постфактной оценки нашей с вами деятельности.

Третье, затраты – это реальное расходование ресурсов. При этом затраты могут превратиться как в расходы, так и в запасы товарно-материальных ценностей, то есть израсходованные ресурсы могут или уменьшить прибыль в текущем периоде, или быть использованы для уменьшения прибыли в следующих периодах. У наших западных коллег для этого существует понятие costs

И четвертое, расходы – это затраты полностью перенесенные на продукцию/услуги в течение определенного промежутка времени, экономически обоснованные и документально подтвержденные. Другими словами: учтенные при расчете прибыли за период. Наши западные друзья называют это expenses

Ну и как, стало ли вам понятнее?

Сейчас я вас еще больше запутаю. Если мы обопремся на этот великолепный понятийный анализ, то становится ясно, что правильно было говорить: затраты денег или затраты денежных средств, и расходы по результатам инвентаризации или расходы на брак…

А что можно чаще услышать? Мне крайне редко приходится слышать “затраты денег”, значительно чаще, говорят “расходы денег”, а затраты, часто связывают с тем, что Правила Бухгалтерского учета называют “расходы”, а никак не с потреблением ресурсов, которые стали запасами неважно чего: сырья и материалов, товаров, полуфабрикатов или готовой продукции.

Поэтому с точки зрения обыденного употребления менеджерами различного уровня все эти понятия являются синонимами. Даже в западной литературе понятия costs и expenses употребляются как синонимы.

Поэтому дальше под термином “затраты”, мы будем понимать потребление ресурсов в денежном эквиваленте за определенный период времени, которое было учтено при расчете прибыли компании. Это потребление ресурсов, которое отражено с точки зрения ЭКОНОМИЧЕСКОГО измерения нашей деятельности.

То есть мы себе разрешаем в целях управленческого учета использовать понятия “издержки”, “затраты” и “расходы” как синонимы. При их использовании мы будем подразумевать то, что в рамках действующих правил налогового учета является расходами, а использование синонимов будет определяться только привычными словосочетаниями и не нести под собой никаких иных смыслов.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.