Подходы к структурированию операционных издержек. Часть 3

Здесь мне придется сделать экскурс в организационное проектирование. За основу возьмем классификацию Генри Минцберга. Её можно найти в книге “Структура в кулаке». Она хороша тем, что сворачивает большое разнообразие функций во вполне понятный набор, который можно охватить и держать в голове. Грубо говоря, все функции организации можно разложить на пять типов:

1 тип – бизнес-функции, функции создания ценности или то, что Майкл Портер называл «Цепочка создания ценности».

2 тип – функция обеспечения.

3 тип – функция адаптаций.

4 тип – функция развития

5 тип – функция управления.

Я воспроизвёл картинку, которую обычно рисую на флип-чарте. Если овал – это границы организации, то бизнес-функций небольшое количество: входящая логистика, производство, продажи (тут можно поспорить являются ли), как минимум, отгрузка, исходящая логистика и послепродажное обслуживание.

Это бизнес-функции компании. Все они относятся к одному объекту, они все относятся к продукту компании.

Функция обеспечения – функции, которые обеспечивают функционирование бизнес-функций и у них свой набор объектов.

Функция адаптации – это функции, направленные во внешнюю среду. Это те функции, которые нужны, чтобы адаптировать компанию к внешней среде.

Функция развития – функции, которые направлены внутрь компании. Они направлены на её улучшение.

Функции управления направлены на все выше перечисленные функции.

Мы описываем функции по одной и той же схеме: действия в отношении какого-то объекта. У каждой функции есть действие, которое мы выполняем, и объект.

Примеры. Все бизнес-функции направлены на продукт: продажа продукта, производство продукта, послепродажное обслуживание продукта, доставка продукта. Объектами функции обеспечения являются ресурсы и условия труда. Ресурсы могут быть материальные, человеческие, финансовые, информационные. Условия могут быть какими угодно: климатические, температурные, безопасность и т.д. Это плохо квалифицируемый список. Функция обеспечения формулируется следующим образом: это обеспечение такими-то ресурсами. В данном случае, будет обеспечение человеческими ресурсами. Но так не говорят, а говорят «найм персонала». Обеспечение, функционирование основных средств, которые распадаются на ремонт, обслуживание и т.д. Если вернемся к схеме, то у нас действие может распадаться на более детальные действия в отношении одного и того же объекта.

Функции адаптации направлены на объекты внешней среды и, как правило, начинаются со слова «взаимодействие с», Взаимодействие со средствами массовой информации, Взаимодействие с конкурентами, Взаимодействие с финансовыми организациями или со слов «исследование» или «изучение», например, Изучение покупателей, Изучение конкурентов.

Здесь понятно становится, почему продажи для меня под вопросом. Относятся они к бизнес-функциям или к функциям адаптации? Всё-таки продажи – это процесс изучения и взаимодействия с потенциальными клиентами. В этой формулировке, продажи – это функция адаптации, а не бизнес-функция. Здесь можно со мной спорить.

Объектами функции развития являются либо 1) продукт (это НИОКР или R&D), развитие продукта – это стратегический маркетинг, это развитие продукта; 2) система управления, тогда это организационное развитие, расходы, связанные с организационным развитием. Потому что объектом функции управления являются все прочие функции.

Зачем я это так подробно рассказываю? Перечень функций в компании не стандартизирован. Как правило, когда занимаешься орг.проектированием, получается 5-10 бизнес-функций и примерно 300 функций обеспечения. Когда мы разрабатываем статьи, то используем методические рекомендации. Берёте объект и относительно него формулируете действия, которые будете выполнять. Вы можете их последовательно детализировать. Например, возьмём ресурсы, а из ресурсов – основные средства, фиксированные активы. Там есть машины/оборудование, есть здания/сооружения. Если у нас есть машины/оборудование, то дальше следует вопрос: что мы модем делать с машинами и оборудованием? Мы их можем приобретать, мы их можем эксплуатировать. Но что такое «эксплуатировать»? Расходы на эксплуатацию машин включают техническое обслуживание, расходные материалы, горюче-смазочные материалы, если речь идет о транспорте и ремонте. Всё. Вот вам три статьи. Если возьмем здание и сооружения, получится такая же история. Что мы можем делать со зданиями и сооружениями? Приобретать, строить, ремонтировать, обслуживать и содержать. Вот пять статей на один объект.

Продолжение следует….


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.