Проход в единицу времени ограничения. Часть 1

Сложно разделить между собой темы Проход на единицу времени ограничения и Себестоимость и ценообразование.

Здесь мы поговорим о понятии Проход в единицу времени ограничения. В предыдущем разделе мы обсудили определение понятия Проход. Мы сказали, что это скорость, с которой система генерирует единицы целей, посмотрели разные области применения Прохода. Если помните, мы говорили о том, что у Прохода есть некий квант – это проход на единицу продукта, услуги. Более крупный квант – это Проход на комплект продуктов, то что Эли Шрагенхайм называет Т-генератор. Но для этих квантов у нас само понятие скорость не применимо. У продукта нет скорости, у услуги нет скорости. Это некий квант, в рамках которого мы их оказываем. А вот начиная с уровня сделка/договор, подразделение и компания в целом появляется понятие скорости генерации единиц цели, т.е. генерации Прохода.

Начнем с задачи, которую я придумал для курса обучения Управления деньгами как ограничением. Потом она плавно перекочевала во все семинары по Теории ограничения, чтобы показать, что есть в Теории ограничений революционного, отличное от того, что есть в учебниках Микроэкономики в ВУЗах. Это сильно упрощенная версия классической задачи Голдратта P&Q в книге «Синдром стога сена». Мы не будем рисовать сложные технологические цепочки, сложные взаимосвязи. Возьмем за данность два продукта А и В. Спрос на продукт А составляет 500 штук в неделю. Спрос гарантирован. Если выбросите на рынок 500 единиц этого продукта, вы их за неделю гарантированно продадите. Цена составляет 100 рублей за штуку. Абсолютно-переменные затраты этого продукта составляют 50 рублей на штуку. Таков квант.

Спрос на продукт В такой же, 500 единиц в неделю. Его готовы покупать по 120 рублей за штуку. Абсолютно-переменные затраты составляют – 50 рублей на штуку. При этом Операционные расходы компании составляют 9 600 рублей в неделю при условии пятидневной рабочей недели в одну смену без возможности переработки. Предел – 5 дней в неделю по 8 часов. Задача – принять решение, в какой последовательности производить эти продукты, какой продуктовый микс выставить, какую комбинацию продуктов в количестве выставить. Принять решение и дать мне как руководителю производства команду, что производить. Если есть вопросы к этим данным, их можно задать. Подавляющее большинство компаний никаких других данных на старте не имеет. Как правило, планирование начинается со спроса и цены, TVC и OE.

Сильно продвинутые пользователи задают вопрос: а производительность какая? Сколько штук продукта А в неделю может выпустить, а сколько – В? В большинстве компаний такой вопрос даже не возникает. Это абсолютно стандартный набор переменных, который поступает в любую компанию. Есть еще одна переменная, которая ни в одну компанию не поступает, это какой гарантированный спрос на вашу продукцию? Ни в одной реальной компании ответа на такой вопрос не существует.

Так что для “продвинутых пользователей” дадим ответ: Продукт А на ограничении требует 5 минут, а продукт В – 20 минут. Технологическое время продукта А – 5 минут, а В – 20 минут.

Дальше вопрос предельно простой, что производить? Слушатели обычно подвисают, а я предлагаю перейти к демократическим процедурам и проголосовать. Кто за то, чтобы первым поставить в производство продукт А? Кто за то, чтобы первым поставить в производство продукт В? Чем заканчивается? Физику не обманешь, а время – это такой странный ресурс, который не сокращается, не сжимается, а может быть только разбазарен.

Те, кто предпочли поставить в производство продукт А, заработают 14 400 единиц прибыли. Те, кто отправят меня производить продукт В «заработают» 1200 убытка в неделю. В 5 дневной рабочей неделе всего 2 400 минут. Соответственно, первый продукт нам приносит 10 рублей в минуту и выпустить их сможем за неделю всего 480 штук. Второй продукт приносит нам 3,5 рубля в минуту и сделать мы их сможем всего 120 штук. Это значит, что при выборе продукта В получаем убыток в 1200 рублей. Это и является фундаментальной доработкой способа принятия решения, который был предложен в рамках ТО. Впервые это описано в книге «Цель». Там говорится, что единственное место, которое определяет нашу способность зарабатывать деньги, это пропускная способность нашего ограничения, самого слабого по мощности звена. Поэтому с высокой долей вероятности можно утверждать, что единственное место в компании, где мы зарабатываем деньги, это ограничение. Это совершенно не означает, что остальные операции не важны. Без всех остальных операций ограничение не сможет заработать деньги. Но единственное место в компании, которое ограничивает нашу способность зарабатывать деньги. Именно поэтому для оценки выгодности или невыгодности появился очень специфический показатель Теории ограничения, который называется Проход в единицу времени ограничения. Мы уже в предыдущем разделе эту формулу обсуждали и еще раз повторим.

Классическая формула это

Т/СU (Constraint Unit)

Я также говорил, что крайне важно, что ограничение всегда существует только потому, что у нас ограничено время. Я вместо этой формулы предпочитаю такую запись:

dT/dt

Это тоже самое что классическое обозначение, но сильнее акцентирует внимание на ограниченности времени.

Продолжение следует….


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.