Особые случаи формирования заказов: первоначальное заполнение буферов, заказ при нехватке денежных средств и заказ новинки

И в заключение публикаций о повседневной регулярной работе с управлением буфером несколько особых случаев.

Первый — это первоначальное заполнение буфера.

Я не устаю повторять, что для обеспечения наличия нам нужна значительная защитная мощность. Мощность — это пропускная способность какого-либо ресурса, необходимая для того, чтобы произвести, доставить, обработать, закупить необходимое количество требуемых товаров/продукции. В цепях поставок часто мы имеем дело с недостаточной мощностью складов, транспорта и/или оборотных средств. Между тем при переходе с существовавшей ранее системы заказа/поставки/производства на систему пополнения в соответствии со спросом и обеспечения наличия возможна (и довольно часто встречается) ситуация, когда буферы, особенно по ходовым позициям, оказываются довольно велики, и команде проекта становится очевидно, что по этим позициям иногда требуется кратное превосходство Целевого уровня буфера даже над ранее установленным максимумом в системе «мин-макс».

Поскольку автоматический заказ отработает сразу в режиме «пополнить до Целевого уровня буфера», то первоначальный разовый заказ может оказаться очень большим, и у компании может просто не хватить имеющегося оборотного капитала для его оплаты. С точки зрения запуска, это ситуация, когда лечение хуже болезни. Что делать в таком случае?

Давайте признаемся сами себе, что до момента запуска проекта компания не отличалась ни хорошим наличием, ни надежностью по этим позициям. Это значит, что у нее есть возможность наращивать эти свои качества постепенно, и это не приведет к ухудшению ценности, создаваемой компанией, с позиции восприятия клиента. Более того, для клиента(ов) ситуация вдруг начнет необъяснимо и постепенно улучшаться. Так что если вы столкнулись со случаем, когда рассчитанный ЦУБ оказался пугающе большим, выдохните и выполняйте следующую последовательность действий:

  1. Отсортируйте номенклатуру с точки зрения скорости генерации Прохода в единицу времени (Проход в дни наличия, Проход на кв. метр склада в день в дни наличия, Проход на метр полки в день в дни наличия).
  2. Отсортируйте номенклатуру с точки зрения показателя ROIDD (см. соответствующий раздел).
  3. Закажите до Целевого уровня буфера всю номенклатуру, имеющую отрицательный показатель IDD (ну, вдруг вам повезло, и такая у вас есть).
  4. Определите бюджет закупок (сумму увеличения запасов, которая будет доступна ПОСЛЕ оплаты Операционных расходов).
  5. Всю остальную номенклатуру закажите до уровня границы желтого, пока отпущенный бюджет на закупку товара не закончится.
  6. Последовательно доводите наполнение буфера (товары «на руках» плюс товары «в пути» плюс товары «в заказе») до Целевого уровня буфера.
  7. Переходите в регулярный режим работы.

Ситуация, конечно, потребует от вас на старте очень внимательной работы в «ручном режиме», но позволит не принимать на себя излишние риски и не поставит под угрозу будущее компании.

Те же действия помогут в случае, если вы попали в ситуацию нехватки оборотного капитала. Вообще, ограничение денежных средств — это очень нежелательная и опасная ситуация. Ее разрешение выходит за рамки задач этой книги, но кому интересно, я приведу несколько ссылок, которые могут дать направление мысли и действий[1].

И еще один «особый» случай — это работа с новинками. Если с товарами, по которым мы взяли на себя обязательство по поддержанию постоянного наличия (они — Складские), у нас есть статистика продаж, на которую мы можем опираться при установлении Целевого уровня буфера, то с товарами-новинками такая информация у нас отсутствует. Соответственно, единственное, на что мы можем опираться — это прогноз. Мы можем прогнозировать исходя из данных о продажах товаров-аналогов (точнее было бы сказать: товаров, которые МЫ ДУМАЕМ, что потребитель будет воспринимать как аналоги). Это хороший метод, например, в работе с запасными частями часто происходит замена каталожного номера детали, в результате чего появляется новое SKU, но которое будет просто прямой заменой предыдущему.

Существует классическая матрица определения инновационности товаров: новые-старые для нас, новые-старые для рынка.

В ситуации, когда хотя бы по одному измерению у нас этот товар «старый», то мы можем брать за основу данные по другим рынкам, компаниям и т.д. и опираться на количественный прогноз, основанный на исторических данных (только помнить, что прогноз — это всегда диапазон, а не цифра). Этот количественный прогноз и даст нам первоначальное Целевое значение буфера, которое впоследствии мы будем пересматривать в процессе Динамического управления буфером.

И совершенно другой случай, когда товар — подлинная новинка. В этом случае нам нужно установить некую сумму риска, потому что реакция рынка может оказаться как благоприятной, так и негативной. В первом случае перед нами будет стоять задача наращивания объемов, во втором — проблема утилизации непроданных остатков. Соответственно, Целевой уровень буфера мы устанавливаем на уровне суммы риска.

Вне зависимости от того, каким образом для товара-новинки был установлен Целевой уровень буфера, в дальнейшем они управляются в том же режиме, что Складские позиции, но… контроль Целевого уровня буфера (Динамическое Управление буфером) выполняется как минимум в два раза чаще, чем для Складских, а клиентам НЕ ГАРАНТИРУЕТСЯ постоянное наличие этих SKU. По истечении установленного в компании времени, которое определяется спецификой рынков, товар-новинка должен быть переведен или в Складскую позицию, или в Заказную, или поставлен на Вывод.


[1] См., например: Эли Шрагенхайм, Рави Гилани «Устраняем активное ограничение денег» http://egorovde.ru/archives/1765, или Дмитрий Егоров «Пять фокусирующих шагов для ограничения Деньги» http://egorovde.ru/archives/1521, или выступление Рави Гилани на конференции в Санкт-Петербурге в 2017 году https://youtu.be/7YEOhmcr5FQ


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.