Тенденции и закономерности развития компаний

Я уже писал раньше о наблюдаемой мною тенденции развитии компаний. О том, что компании, развиваясь, эволюционируют от поставщиков ресурсов к постащикам услуг, и далее — к компании берущей на себя аутсорсинг каких-то функций. Эта тенденция наблюдается и среди компаний «b2b» и среди компаний сферы «b2с».

Наблюдение это чисто эмпирическое. «Махровый эмпиризм» по одному из любимых выражений Г.П. Щедровицкого. Погружаясь в Теорию органичений, я обратил внимание, на высказывание Э. Голдратта:

«Пока конечный потребитель на заплатил, никто в цепочке создания ценности (в оригинале, я подозреваю было «supply chain», но я сознательно расширяю ее до «value chain») денег не заработал».

Я, к сожалению, уже не вспомню в какой из «Целей..» я эту мысль нашел, то ли во второй, то ли в третьей. Но мысль эта засела где-то на подкорке, причем ее справедливость у меня ни на секунду не вызвала сомнения.

Если посмотреть на выявленную закономерность под этим углом зрения, то она замечательно объясняет направление развития. Любая попытка повышения эффективности какой-то компании, находящейся в общей цепи создания ценности, рано или поздно упирается в недостаточную эффективность всей цепи. (О моем понимании термина «эффективность» можно посмотреть здесь). Причем «слабое звено» может находится как «до», так и «после» нашей гипотетической компании. Поэтому любые дальнешие попытки оптимизации будут являться типичным примером «локальной субоптимизации», а, как нам хорошо известно, локальная оптимизация зачастую способна принести больше вреда, нежели пользы.

Поэтому у компании, стремящейся к повышению своей эффективности, рано или поздно возникает потребность в оптимизации всей цепочки. Компании выбирают разные пути: кто-то идет путем вертикальной интеграции, чтобы распространить свои правила на всех участников, а кто-то начинает относится к участникам цепочки, как к партнерам по бизнесу, выстраивать отношения «выигрыш-выигрыш» уходя от локальных оптимумов к эффективности всей цепочки. Например, разрабатывая «предложение мафии» для своих ближайших партнеров и помогая им разработать «предложение мафии» для своих партнеров. Компания, ранее всех осознавшая свое место в цепочке создания ценности и способная предложить своим партнерам обоюдновыгодное решение (win-win), неизбежно начинает осознавать себя не только как поставщика ресурсов или услуг, но как «подразделение» в цепочке создания ценности, выполняющим некую общественно-полезную функцию.

Что не может не привести к отмеченной в начале закономерности. Ваши комментарии?


2 thoughts on “Тенденции и закономерности развития компаний”

  1. Добрый день!Первое что пришло на ум — ресурс становится менее материальным, усложняется процесс его потребления, требуются либо специальные знания и навыки, либо сопровождение… и в итоге SCM, но !!! так много новых слов — пойду сдам книги в макулатуру) Спасибо!

Добавить комментарий