Управление запасами и учет резервов

Захотелось обобщить некоторые часто встречающиеся в практике моменты связанные с учетом запасов, резервов и расчете потребности к заказу сырья, товаров, готовой продукции.

Может быть эта заметка потом станет сценарием для небольшого ролика. Посмотрим…

Для тех, кто читает мой блог и подписан на все наши социальные сети, не новость и не секрет, что я и мои партнеры внедряем решения по управлению наличием в цепочках поставок, основанные на подходах Теории ограничений.

Правда, после знакомства с подходами DDMRP меня терзают смутные сомнения: может надо было создавать и продвигать отдельную "наклейку", как это сделали Кэрол Птак и Чэд Смит, которые тоже опёрлись на подходы ТОС и доработали их по своему. Но это офтоп... Кому интересно могут посмотреть ролики сравнения в ВК, Рутубе или Youtube (кому что удобнее)

А с 2023 мы уже умеем управлять производственными процессами и в процессе «научения» нашего флагманского продукта НЕТСТОК.ПРО управлять заказами в смешанной среде, то есть и «для наличия» и «под заказ».

В общем, если вы умеете рассчитывать целевой уровень буфера (ЦУБ), то обеспечение наличия — это очень простая задача:

Потребность к заказу = Целевой уровень буфера — Остатки на руках — Заказанное ранее

Дьявол, как обычно, кроется в мелочах.

  1. Какие остатки учитывать? Физические «на руках», или за вычетом тех, что мы уже пообещали клиенту?
  2. Заказанное ранее — это то, что мы везем для пополнения на склад или и то, что поедет транзитом (кроссдокингом) прямо к клиенту?

И только с ЦУБом все более или менее понятно…

Из более или менее «твердого» у нас есть ЦУБ и физический остаток на складах. Все остальное — это как договоримся.

Такую важную "тонкость" как соответствие физических остатков на складе и в учетной системе оставим пока "за скобками", будем считать, что они плюс-минус сходятся

Не все товары, которые физически лежат на складах, это наши товары. Часть мы уже могли пообещать нашим клиентами или запланировать к перемещению в филиалы и, если мы их будем рассматривать как доступные к продаже, то возникновение ситуации, когда мы не сможем выполнить свои обещания — это только вопрос времени.

Понятно, что никто таких ситуаций не любит. Поэтому и был придуман механизм резервирования товаров. В разных учетных системах он реализован по разному. Даже в рамках платформы 1С в разных конфигурациях резервирование работает по разному. Но, в том или ином виде, он существует практически везде.

Видов резервирования — огромное множество. Если в компании в системе мотивации продавцов зашито индивидуальное вознаграждение от объемов продаж, и при этом компания не обеспечивает наличие на складах, то «продаваны» всеми правдами и неправдами будут пытаться поставить товар «в резерв» под себя, чтобы не упустить потенциальное вознаграждение.

Как только с этим не борятся!!! Автоматически сбрасывают резервы по истечении какого-то времени, учитывают разные категории резервов. Но люди действуют строго в соответствии с афоризмом д-ра Голдратта: «Скажите, как вы меня будете оценивать, и я скажу, как я буду себя вести»

Если компания не обеспечивает наличие товара, то менеджер по продажам обязательно найдет способ «наложить лапу на товар» и, хоть чучелом, хоть тушкой, но поставить товар в резерв для своей выгоды.

В реальности у нас сложилась следующая практика:

Во-первых, мы теперь стараемся фиксировать и показывать физические остатки «на руках»

Во-вторых, обязательно выделяем резерв «из наличия», т.е. товары, которые есть на складе, но поставлены в резерв. Формально — это уже не наши товары.

Соответственно, выделяем «промежуточное» состояние — «В наличии свободно». Это количество товара, которое доступно к быстрой отгрузке в любой момент. Но это еще не всё.

Время от времени, а то и часто, имеющегося товара недостаточно для какого-либо клиента. Но, если мы не сообщим об этом системе или человеку, отвечающему за закупки, то он(а) об этом никогда не догадается.

В некоторых типовых конфигурациях 1С такой тип резерва называется «резервировать по мере поступления». Он ставит в резерв новые поступления товара, оставляя имеющиеся остатки свободными для продажи. Есть такой тип не везде, но по сути, с точки зрения управления запасами «для наличия», он очень даже полезен, поэтому его приходится «эмулировать» разными способами.

Таким образом, третий показатель — это «резерв по мере поступления»

И тогда мы получаем нужный нам для расчетов показатель «Свободные остатки»:

Свободный остаток = Товар физически в наличии — Резерв из наличия — Резерв по мере поступления

И — да, этот показатель вполне себе может быть отрицательным, что будет означать, что нам надо заказать весь объем буфера и еще чуть-чуть, на величину выкопанной в остатках ямы.

Вот такая сложилась практика работы с резервами.

Безусловно, что этим пользоваться надо убедиться, что наши менеджеры по продажам не страдают «прихватизаторством» товара.

Удачи вам в борьбе с психологической инерцией, постоянного наличия, хорошей оборачиваемости и высокой рентабельности запасов!!!

А о сложностях учета товаров «в пути» поговорим как-нибудь в другой раз.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.