Расчет потребности в оборотном капитале. Часть 6 финальная

Мы ранее рассмотрели самый простой вариант. Теперь про сложности.

Например,  как посчитать финансовый цикл компании, которая занимается услугами, да еще и в предоплату? У нее же отрицательный финансовый цикл и, типа, всё хорошо? Как только у компании наступает отрицательный финансовый цикл, то наступает счастье. Мы живем на деньги поставщиков. Большие проблемы у компаний с отрицательным циклом состоят в том, что они разбазаривают чужие деньги.

Случай из практики. Компания занимается организацией банкетов. Предоплата вносится за 3-4-6 месяцев до мероприятия. Проблема – не растратить деньги, не оставив ничего на организацию мероприятия. В этом случае особенно важно становится деление вашей выручки на Проход и абсолютно-переменные издержки. Проход вы можете тратить на себя. Это ваши деньги. Но всё, что является абсолютно-переменными расходами – это ваши обязательства, которые должны быть исполнены, а поскольку они сильно отнесены во времени, то под эти деньги лучше создавать резервы, а по-хорошему, вообще забирать их у себя из-под руки, отбирать у себя возможность залезть в эти деньги. Особенно, когда тяжелая финансовая ситуация, то очень сложно не залезть в чужие деньги.  Таким образом можно выкопать себе яму, когда вы не проходите точку безубыточности, разбазариваете деньги и не исполняете свои обязательства перед вашими клиентами.

К счастью, 90-е годы прошли. В то время вы бы рисковали своей жизнью, а сейчас рискуете просто оказаться банкротом. Основная проблема при отрицательном финансовом цикле – разделить свой кошелёк и кошелёк поставщика.

Теперь о следующей составляющей. Если мы занимаемся проектными продажами, либо создаём стартап, либо создаём новую организацию, то к финансовому циклу необходимо добавить цикл сделки, цикл продажи, потому что вам нужно дожить от продажи до продажи.

Цикл сделки, например, в консалтинговом бизнесе, может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Если не наполнена воронка продаж, если нет лидов[1], находящихся на нужных стадиях, нет сделок, которые превращаются в продажи, то нам может быть необходимым состояние профинансировать компанию в течение года – двух.

Самое страшное, что может произойти, это перекрытие поступления лидов в воронку. Многие компании, оказывающие услуги, не имеют представления о том, какой длины у них цикл от первого касания до продажи. Значит, минимум, что нужно знать – это оборачиваемость лидов в воронке, то есть  с какой скоростью выходят лиды. При работе с услугами мы считаем даже не по среднему, а по медианному значению, по наиболее вероятному. Мы должны знать медиану воронки продаж, потому что это добавляет длину финансового цикла, который нам нужно профинансировать. Это увеличивает потребность в оборотном капитале на длину медианы воронки продаж.

В этом случае такая пандемия, как коронавирус – это страшный сон, потому что останавливается пополнение воронки. Как только воронка опустела, цикл с медианного значения улетает в год-два. Никакие предоплаты при пустой воронке не спасают. Более того, если ты работаешь ремесленником и работаешь в режиме «Я и мастер, я и продавец», то получается классическая ситуация всех фрилансеров: то разгрестись не можешь от объема работы и некогда продавать, а когда есть возможность продавать, то жить не на что, так как не отложил, не накопил, некогда было посчитать.

Это тема раздела « Расчет потребности в деньгах и буфера денег», в данном случае «чистых» денег. Я в этом случае разделяю: «оборотный капитал» – это одна тема, включающая в себя дебиторку, запасы, деньги. Но когда мы говорим о деньгах на расчетном счете – это другая тема, она похожа по способу управления, но буфер «чистых» денег нужно считать отдельно.


[1] «лид» – используется в значении «потенциальный клиент»


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.