Как определяется приоритетность заказа?

Система приоритетов строится на механизме Управления буфером, который предоставляет информацию о текущем состоянии буфера запаса и выдает цветовой код.

В системе существует два статуса:

  • статус буфера запаса «на руках»;
  • статус буфера запаса для заказа на пополнение.

Принцип определения статусов в обоих случаях идентичен, он основан на проникновении в буфер.

Для статуса буфера запаса товаров «на руках»:

Статус буфера = (Целевой уровень буфера — Свободный остаток на руках)/Целевой уровень буфера * 100%

Для статуса заказа:

Статус буфера заказа = (Целевой уровень буфера — Свободный остаток на руках — Заказано ранее (в пути))/Целевой уровен буфера * 100%

Небольшое замечание по поводу использования показателя Свободный остаток на руках. Свободный остаток на руках — это фактический остаток на складе минус количество товара/продукции, находящихся в резерве под конкретного клиента. Использование этого показателя часто вызывает споры, связанные с тем, что товар же фактически есть, его просто заблокировали, но вдруг клиент откажется, и что: мы привезем излишек?

Товар, поставленный в резерв, это товар, обещанный клиенту, в течение какого времени товар должен находиться в резерве, определяется внутренними правилами компании. Его статус лучше всего описывается цитатой из фильма «Не бойся, я с тобой»: «Это не твой зуб, он даже не мой, он — ихний…» Формально этот товар уже не принадлежит компании, он ожидает, пока клиент выполнит все свои обязательства, чтобы быть торжественно ему доставленным и врученным. И если вы знаете, что в вашей компании менеджеры по продажам злоупотребляют резервированием товара, то спросите себя: почему так происходит? Обычно причиной такого поведения является хроническая нехватка товара вкупе с индивидуальной мотивацией специалиста по продажам. Две эти причины вместе взятые приводят к тому, что менеджеры по продажам защищают свои объемы продаж от «нападения» коллег путем избыточного резервирования товаров. Если это про вас, я вас поздравляю — вам предстоит большая и увлекательная работа по разъяснению и обучению. Если же клиент все-таки отказался от покупки, а вы уже заказали товар, то в большинстве случаев — это не трагедия, просто пропустите заказ этого SKU в следующей поставке.

Полученное значение сравнивается с границами зон буфера:

  • если проникновение более 100%, то цветовой код — черный;
  • если проникновение находится между 100% и уровнем красного, то цветовой код — красный;
  • если проникновение меньше, чем уровень красного, но больше или равно уровню желтого, то цветовой код — желтый;
  • если проникновение меньше, чем уровень желтого, но больше или равно нулю, то цветовой код — зеленый;
  • если проникновение отрицательное (такое бывает), то цветовой код — голубой.

Приоритет заказов нарастает от зеленого к черному, голубой в принципе не подлежит заказу. Если два заказа или два SKU имеют одинаковый цветовой код приоритета, то больший приоритет имеет тот заказ/SKU, процент проникновения в буфер которого больше.

В идеальном мире, который, к сожалению, в реальности не существует, мы должны заказать все товары/продукцию, которые существуют до целевого уровня буфера. Но в жизни нам иногда не хватает денег, иногда не все помещается в одно транспортное средство, а для того, чтобы заказать второе, нам не хватает объема. Поэтому для повседневной работы мы устанавливаем простое правило работы для наших специалистов по закупкам: вся потребность к заказу одному поставщику сортируется в порядке убывания приоритета (проникновения в буфер), и заказ формируется построчно сверху вниз, пока не наберется транспортная партия и/или не будет исчерпан бюджет доступных денежных средств на оплату заказа поставщику.

Часто возникает вопрос: зачем нам два статуса в Помощнике заказов? Ведь, мол, все равно мы ориентируемся на статус потребности к заказу, а не статус запаса «на руках».

Во-первых, существует часто встречающаяся ошибка считать, что буфер запасов — это запас на какое-то время. Это неверно. Хотя действительно при расчете ЦУБ мы ориентируемся на некоторый временной горизонт, но спрос обычно имеет вероятностное, а не линейное поведение. Это означает, что статус буфера запасов может измениться скачкообразно, просто в силу аномально высокого локального спроса.

Во-вторых, это механизм дополнительного мониторинга правильного использования решения по управлению наличием. Если статус запаса на руках в красном и статус заказа в красном, то это чаще всего означает, что по какой-либо причине был пропущен заказ, который должен был быть сделан раньше, а может быть, мы встретились с «черным лебедем» — маловероятным событием аномально высокого спроса, и тогда, возможно, нам нужно переходить к следующему пункту.

В-третьих, если заказы все были сделаны вовремя, но статус запаса «на руках» в красном или, не дай бог, в черном, то, возможно, нам требуется предпринять дополнительные усилия по экспедированию доставки. Как правило, для большинства SKU неплохо иметь основного и хотя бы одного (а лучше — нескольких) резервного поставщика. Обычно основной поставщик — дешевый, но относительно долгий, поэтому резервные должны быть значительно быстрее, пусть и дороже. Если резервных поставщиков нет, то нужно постараться приложить усилия по ускорению доставки ранее сделанных заказов.


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.