Сложно разделить между собой темы Проход на единицу времени ограничения и Себестоимость и ценообразование.
Здесь мы поговорим о понятии Проход в единицу времени ограничения. В предыдущем разделе мы обсудили определение понятия Проход. Мы сказали, что это скорость, с которой система генерирует единицы целей, посмотрели разные области применения Прохода. Если помните, мы говорили о том, что у Прохода есть некий квант – это проход на единицу продукта, услуги. Более крупный квант – это Проход на комплект продуктов, то что Эли Шрагенхайм называет Т-генератор. Но для этих квантов у нас само понятие скорость не применимо. У продукта нет скорости, у услуги нет скорости. Это некий квант, в рамках которого мы их оказываем. А вот начиная с уровня сделка/договор, подразделение и компания в целом появляется понятие скорости генерации единиц цели, т.е. генерации Прохода.
Начнем с задачи, которую я придумал для курса обучения Управления деньгами как ограничением. Потом она плавно перекочевала во все семинары по Теории ограничения, чтобы показать, что есть в Теории ограничений революционного, отличное от того, что есть в учебниках Микроэкономики в ВУЗах. Это сильно упрощенная версия классической задачи Голдратта P&Q в книге «Синдром стога сена». Мы не будем рисовать сложные технологические цепочки, сложные взаимосвязи. Возьмем за данность два продукта А и В. Спрос на продукт А составляет 500 штук в неделю. Спрос гарантирован. Если выбросите на рынок 500 единиц этого продукта, вы их за неделю гарантированно продадите. Цена составляет 100 рублей за штуку. Абсолютно-переменные затраты этого продукта составляют 50 рублей на штуку. Таков квант.
Спрос на продукт В такой же, 500 единиц в неделю. Его готовы покупать по 120 рублей за штуку. Абсолютно-переменные затраты составляют – 50 рублей на штуку. При этом Операционные расходы компании составляют 9 600 рублей в неделю при условии пятидневной рабочей недели в одну смену без возможности переработки. Предел – 5 дней в неделю по 8 часов. Задача – принять решение, в какой последовательности производить эти продукты, какой продуктовый микс выставить, какую комбинацию продуктов в количестве выставить. Принять решение и дать мне как руководителю производства команду, что производить. Если есть вопросы к этим данным, их можно задать. Подавляющее большинство компаний никаких других данных на старте не имеет. Как правило, планирование начинается со спроса и цены, TVC и OE.
Сильно продвинутые пользователи задают вопрос: а производительность какая? Сколько штук продукта А в неделю может выпустить, а сколько – В? В большинстве компаний такой вопрос даже не возникает. Это абсолютно стандартный набор переменных, который поступает в любую компанию. Есть еще одна переменная, которая ни в одну компанию не поступает, это какой гарантированный спрос на вашу продукцию? Ни в одной реальной компании ответа на такой вопрос не существует.
Так что для “продвинутых пользователей” дадим ответ: Продукт А на ограничении требует 5 минут, а продукт В – 20 минут. Технологическое время продукта А – 5 минут, а В – 20 минут.
Дальше вопрос предельно простой, что производить? Слушатели обычно подвисают, а я предлагаю перейти к демократическим процедурам и проголосовать. Кто за то, чтобы первым поставить в производство продукт А? Кто за то, чтобы первым поставить в производство продукт В? Чем заканчивается? Физику не обманешь, а время – это такой странный ресурс, который не сокращается, не сжимается, а может быть только разбазарен.
Те, кто предпочли поставить в производство продукт А, заработают 14 400 единиц прибыли. Те, кто отправят меня производить продукт В «заработают» 1200 убытка в неделю. В 5 дневной рабочей неделе всего 2 400 минут. Соответственно, первый продукт нам приносит 10 рублей в минуту и выпустить их сможем за неделю всего 480 штук. Второй продукт приносит нам 3,5 рубля в минуту и сделать мы их сможем всего 120 штук. Это значит, что при выборе продукта В получаем убыток в 1200 рублей. Это и является фундаментальной доработкой способа принятия решения, который был предложен в рамках ТО. Впервые это описано в книге «Цель». Там говорится, что единственное место, которое определяет нашу способность зарабатывать деньги, это пропускная способность нашего ограничения, самого слабого по мощности звена. Поэтому с высокой долей вероятности можно утверждать, что единственное место в компании, где мы зарабатываем деньги, это ограничение. Это совершенно не означает, что остальные операции не важны. Без всех остальных операций ограничение не сможет заработать деньги. Но единственное место в компании, которое ограничивает нашу способность зарабатывать деньги. Именно поэтому для оценки выгодности или невыгодности появился очень специфический показатель Теории ограничения, который называется Проход в единицу времени ограничения. Мы уже в предыдущем разделе эту формулу обсуждали и еще раз повторим.
Классическая формула это
Т/СU (Constraint Unit)
Я также говорил, что крайне важно, что ограничение всегда существует только потому, что у нас ограничено время. Я вместо этой формулы предпочитаю такую запись:
dT/dt
Это тоже самое что классическое обозначение, но сильнее акцентирует внимание на ограниченности времени.
Продолжение следует….