Продолжение, начало здесь.
А теперь вспоминаем что у нас логистические цепочки работают в двух режимах это режим «под заказ» и режим «поставка на склад», который в Теории ограничений называется управление запасами «для наличия» (там есть тонкости, о которых мы будем говорить, но на этом этапе мы не будем различать управление поставками «для наличия» и просто поставки «на склад», на этом этапе это нам сейчас совершенно не важно). Сам показатель выполнения заказа в срок и в полном объеме универсально применим для обеих сред, но у каждой из них есть свои тонкости: при поставке «под заказ» наиболее важной характеристикой является своевременность выполнения заказ.
Напоминаю, что мы поставляем под заказ когда клиент либо готов ждать, либо у нас не хватает мощности и из всех наших клиентов мы поставляем только тем клиентам, которые готовы ждать исполнения заказа.
Это те «ждуны», кто готовы дать вам время, которое нужно, чтобы выполнить заказ: скомплектовать, привести и так далее. Но что их сильно расстроит: если ваша поставка опоздает.
Они же на вас рассчитывают. Вы же договорились о каких-то сроках. И поэтому для среды управления поставками «под заказ» первым показателем, относительно которого мы меряем качество работы логистической цепочки с точки зрения нашего потребителя — это показатель уровень выполнения заказов в срок. Это половинка показателя OTIF.
И здесь есть одна ловушка, которая хорошо известна всем людям, которые выполняет проекты. В управлении проектами есть такая фраза: «Мы всегда выполняем проекты в срок, в последний, согласованный с клиентом, срок». В процессе выполнения проекта мы его 28 раз перенесли, наконец-то договорились об окончательной дате, и вот под эту дату мы точно сделаем проект в срок.
Для логистических цепочек важно, чтобы он мерился не относительно последнего срока, а относительно первого объявленного клиенту срока.
Если вы пообещали клиенту, то вы должны привезти его заказ в срок или раньше. Привезти позже — это уже опоздание, даже если вы с клиентом договорились, позвонили и так далее. Для себя, для внутренней оценки собственных логистических цепочек, не надо себе врать: вы опоздали!
Единственное исключение, когда мы можем пересчитать обязательства относительно первичного срока, если клиент к вам обратился и сказал: «Друг, пожалуйста, у меня площадка не готова, мне некуда принять. Давай ты позже привезешь. Пусть у тебя полежит…» Вот это единственный случай, когда сдвиг сроков не влияет на показатель исполнения заказов в первый объявленный срок.
Обратите внимание, что показатель «в полном объеме» при поставках «под заказ» мы как бы берем «по умолчанию»: если у вас поставлен не полный объем, то нет смысла оценивать насколько вовремя выполнен заказ.
Если у вас возникает ситуация, когда заказ доезжает частями, то исполнение заказа мы оцениваем поо последней поставленной партии этого заказа. Не когда мы начали привозить, а когда мы закончили исполнять этот заказ.
Был у меня в опыте такой случай, когда мне поставщик говорит что у него срок 30 дней поставки. Мы на это рассчитываем, закладываемся, как обычно берем чуть больше, берем не 30 берем 45 дней, считаем под этот срок все буферы. Но выясняется, что самые ходовые позиции он поставляет не за 30 дней, а за 120. Ну а что, первая же часть этого заказа приехала за 30 дней.
Нет ребята!!!
Когда приехала первая часть никого не интересует, важно когда приехала последняя партия этого заказа, когда мы закрыли заказ. И отсюда, кстати, возникает целая куча проблем с учетом бэкордеров. Есть такая хитрость при поставках «под заказ»: мы отправили заказ поставщику, у него не все в наличии, он нам часть прислал, а про остальное сказал: это вот мы довезем в следующий раз, не создавайте нам новый заказ.
Так вот, пока последнюю партию заказа не привезли — срок заказа исполнение не наступил. Если вы ее не привезли с общим заказом, пообещали позже, то с этой даты вы просрочили заказ.
Почему?
Это ваши персональные трудности.
Итак, когда мы говорим про управление поставками «под заказ», ключевым для нас является исполнение полного объема заказа и попадание в объявленный срок. Что значит заказ должен быть закончен срок или раньше.
Продолжение следует …