Ограничение. Отличие ограничения от корневой проблемы

Приветствую, друзья!

Краудфандинг — это дело такое, пока напоминаешь о нем — он двигается, перестаешь напоминать — останавливается. Мы с вами вместе уже собрали две трети от необходимой суммы. Что можно увидеть по ссылке на проект:

https://boomstarter.ru/projects/899062/otkryvaem_sekrety_upravleniya_tsepyami_postavok

Осталось совсем чуть-чуть и спонсоры получат свои вознаграждения.

Напоминаю, что можно заказывать для себя и «того парня». Всем выбравшим печатную копию вышлю книжку со своим автографом.

Ниже параграф из книги, посвященный понятию «ограничение»

Ваш Дмитрий Егоров

Модель представления организации как некоторой совокупности потоков неизбежно приводит к пониманию, что поток управляется той частью системы, которая обладает наименьшей пропускной способности. Таким образом, появляется ключевое понятие, которым оперирует ТОС — «ограничение». Ограничение — это точка управления потоком.

Одним из первых правил, которое родилось в рамках Теории ограничений, было утверждение, что не нужно балансировать мощности, нужно балансировать поток, так как эффективность системы в целом не равна сумме эффективности отдельных ее элементов. Это важный момент, основанный на системном свойстве эмерджентности, которое формулируется схожим образом: свойства системы не равны сумме свойств составляющих ее элементов.

Давайте убедимся в этом на сильно упрощенном примере. Давайте представим, что у нас есть идеально сбаласированная по мощности система, каждый элемент, которой обладает абсолютно одинаковой мощностью и надежностью работы. Каждый элемент цепочки имеет мощность шесть, то есть в единицу времени может обработать шесть единиц продукции. Надежность каждого звена — 90%, это означает, что вероятность сбоя — 10%.  Вот система на картинке:

Попробуйте, не заглядывая дальше в текст, ответить на вопросы:

  • Какова надежность системы в целом?
  • Сколько единиц продукции может выпустить эта система в единицу времени?

Если вы ответили, что надежность системы в целом — 90%, а возможность выпуска 5 или больше, то вы — ошиблись.

Давайте разбираться: поскольку все звенья цепи связаны последовательно и мощность каждого из них равна, то любой сбой не может быть компенсирован и передается дальше по цепочке. Сбой возможен с равной вероятностью в каждом звене цепи. Что это означает? Это означает, что надежность всей цепи будет равна произведению надежности всех звеньев. В нашем случае это (0,9)5=0,59049, примерно 60%. То есть, несмотря на то, что каждое звено работает очень неплохо (я бы даже позволил себе сказать — хорошо), система в целом работает с надежностью прогноза погоды, чуть лучше, чем с вероятностью 50/50. И, соответственно, гарантировано может выпустить 6*0,6=3,6, то есть три изделия, если повезет, то — четыре. И это — неизбежное следствие идеальной «балансировки» мощности. Сюрприз?

Теперь давайте сделаем «преступление» и сознательно разбалансируем поток (к счастью, в большинстве организаций балансировка мощности — задача на практике невыполнимая), оставив тот же уровень надежности каждого звена.

Что поменялось? Во-первых, надежность системы стала 90%. Как это получилось? За счет наличия избыточной («защитной») мощности, которой хватает, чтобы с лихвой компенсировать сбой в любом звене, кроме того, которое имеет наименьшую мощность. Поэтому надежность системы теперь равняется надежности самого «медленного» звена. Что произошло с пропускной способностью? Мы теперь можем выпустить 6*0,9=5,4 пять единиц изделий гарантированно, а если повезет то и шесть.

Стоп! Это что же получается, мы совершили преступление — разбалансировали поток, создали избыточную мощность, а в результате подняли производительность системы на две трети, а надежность вообще в полтора раза? Совершенно верно! Это и есть эффект перехода от локальной «оптимизации» к глобальной, от балансировки мощности к балансировке потока. Филип Маррис утверждает[1], что в современной ситуации даже знаменитое правило Паретто 20/80 уже не актуально. Современная ситуация такова, что 99% ресурсов любой организация является «не-ограничением» и обладает избыточной мощностью.

У этого знания есть еще несколько важных следствий.

В каком месте организации усилия по увеличению мощности, пропускной способности дадут наибольший результат? — В ограничении.

Где должно быть сосредоточено внимание менеджмента? — На работе ограничения!

Знание о том, что является ограничением системы, и о степени его загруженности сильно снижают нагрузку на управленческое внимание. Кроме того, рассмотренный пример достаточно просто показывает, к чему приводит ситуация наличия в организации взаимодействующих ограничений, резко повышается уровень неопределенности и снижается надежность системы в целом.

С использованием самого термина «ограничения» существует некоторая путаница, которая обусловлена с одной стороны различными трактовками переведенных на русский язык книг, а, с другой стороны, эволюцией самого понятия «ограничение».

Самое первое определение понятия «ограничение» было сформулировано следующим образом: «Любой фактор, который значительно ограничивает эффективность организации в достижении цели».

Когда это понятие формулировалось, основным видом ограничения рассматривалось ограничение мощности. Однако, по мере решения проблем на действующих предприятиях, стало понятно, что ограничивать ситуацию в достижении цели может рынок, определенные виды материалов, а также ошибочные парадигмы и политики принятия решений в организации. Это привело к тому, что понятие «ограничение» было уточнено.

Сегодня, понятие «ограничение» определяется следующим образом: «Фактор, который, в конечном счете, ограничивает эффективность системы или организации. Это фактор, который, если организация была бы способна увеличить, более полно использовать или более полно обеспечить подчинение оному, в результате бы позволил достичь больше единиц цели»[2]

Таким образом, ограничение имеет два атрибута: оно в конечном счете лимитирует эффективность системы и его можно более полно использовать, чтобы достигать больше единиц целей.

Следствие из этого определения: ограничением не могут быть факторы, которые невозможно более полно использовать: политики, правила и т.п. Таким образом, они могут выступать как проблема (может быть «корневая проблема»), которая должна быть решена/устранена, а не как ограничение.

Еще одно важное следствие этого уточнения: в потоке ограничение существует ВСЕГДА, и наличие ограничения — это не плохо, а ХОРОШО! Это очень важное следствие, так как в большинстве языков мира термин «ограничение» имеет негативную коннотацию. Следствием, всегда является желание «устранить/расшить/снять» ограничение. Так вот — устранить ограничение из потока НЕВОЗМОЖНО, в любом потоке ограничение будет присутствовать. Мы можем только принять для себя решение, в какой части потока мы хотим, чтобы ограничение находилось.

Резюмируем:

  • Ограничение является неотъемлемым атрибутом потока.
  • Ограничение — это главный фактор управления потоком.
  • Улучшая использование ограничения или увеличивая его пропускную способность, мы улучшаем пропускную способность всей системы.
  • Наличие взаимодействующих ограничений (сопоставимых по пропускной способности элементов системы) — это нежелательная ситуация.
  • Факторы, которые препятствуют росту организации, но не могущие быть использованы в большей степени, не являются ограничениями, но могут быть корневыми проблемами, которые должны быть устранены.

[1] https://youtu.be/d6EirdMwWS4

[2] THE TOCICO DICTIONARY. Second Edition, 2012 © TOCICO


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.