Определение понятия “Система управления”

Как часто мы используем словосочетание «система управления»? Мы не задумываясь употребляем «постановка системы управления»,  «развитие системы управления», «система управления организацией» и т.д. и т.п.

Начав работать над циклом   «Живая (жизнеспособная) система управления» (Viable Management System), я попытался найти общепринятое определение понятия «система управления» и с  удивлением обнаружил, что оно отсутствует. Я обратился к безусловному для меня авторитету в области теории систем Виолетте Николаевне Волковой. На мой вопрос, Виолетта Николаевна ответила мне, что понятие, которое я пытаюсь определить, неоднозначно, его также сложно определить как понятие «стол» – можно исписать несколько страниц текста, а определение так и не получить. Она посоветовала мне собрать разные точки зрения с указанием их сфер применения.

Вот что из этого получилось:

Э.А. Смирнов. Основы теории организации

Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 – с. 76

Определения, найденные в интернете:

Система управления предприятием – это совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия. Алексей Ким.

 

Система управления – это определенная совокупность элементов, свойства которых подбираются исходя из характера целей и принципов управления тем или иным объектом. Инфоменеджмент

 

Система управления – одно из основных понятий науки управления. Это совокупность элементов, функционирование которых обеспечивает эффективную деятельность, направленную на достижение цели, то есть предвосхищенного результата. Взято здесь.

 

Система управления – это подсистема более крупного образования (образованного целого – системы), обеспечивающая достижение осознанных или неосознанных целей этого образованного целого. Система управления предприятием включает в себя: организационную структуру, людей, которые занимаются руководящими функциями, методы управления,  которые эти люди применяют и другие переменные организации (одна из них – корпоративная культура) , от которых зависит движение организации к ее целям. Глоссарий по менеджменту

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — система, в которой протекают процессы управления; подразделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Разделение явилось объективной необходимостью, вызванной усложнением процессов деятельности во всех ее областях, постоянным ростом общественного характера деятельности, увеличением взаимосвязей различных процессов, потребностью в согласовании целей и усилий индивидуумов, коллективов организаций (предприятий), отраслей и т. д. в управлении их совместной деятельностью. Словарь Охрана труда.

 

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента. Русскоязычная Википедия.

 

С англоязычными определениями все еще сложнее. При переводе с русского на английский Яндекс дает два варианта: control system и execition system, Google предлагает control system и management system.

Анализ предлагаемых вариантов показал, что словосочетание «management system» чаще всего напрямую соотносится с управлением предприятиями и организациями, т.е. социальными системами, «control system» используется как в части контроля и организации управления социальными системами, так и системами техническими, а «execition system» используется исключительно в технической сфере.

Поскольку область моих интересов – это системы управления организациями, т.е. социальными системами проанализируем найденные определения термина «management system»

Поскольку, при переводе смысл часто теряется, привожу исходный текст и мой к нему перевод:

The leadership and control within an organization. It is made up of people interacting with other people and machines that, together, set the goals and objectives, outline the strategies and tactics, and develop the plans, schedules and necessary controls to run an organization. Источник.

Перевод:

Лидерство и контроль в организации. Состоит из людей, взаимодействующих с другими людьми и машинами таким образом, что одновременно, устанавливаются цели и задачи (ну нет в русском точных вариантов для оттенков смысла – Д.Е.), определения стратегий и тактик и разработки планов, расписаний и необходимого контроля функционирования организации

 

Documented and tested step-by-step method aimed at smooth functioning through standard practices. Used primarily in franchising industry, management systems generally include detailed information on topics such as (1) organizing an enterprise, (2) setting and implementing corporate policies, (3) establishing accounting, monitoring, and quality control procedures, (4) choosing and training employees, (5) choosing suppliers and getting best value from them, and (6) marketing and distribution. Источник

Перевод:

Задокументированный и протестированный пошаговый метод направленный на равномерное функционирование с помощью стандартных практик. Используется преимущественно во франчайзинговой индустрии. Система управления обычно включает детализированную информацию по таким вопросам, как 1) организация предприятия, 2) установление и применение корпоративных политик, 3) постановки процедур учета, мониторинга и контроля качества, 4) подбора и обучения работников, 5) выбора поставщиков и получения от них максимальной ценности и 6) маркетинга и дистрибьюции.

 

An Integrated Management System is a single integrated system used by organization to manage the totality of its processes, in order to meet the organization objectives and equitably satisfy the stakeholders. Источник.

Перевод:

Интегрированная Система Управления – это единая интегрированная система используемая в организации для управления всей совокупностью своих процессов для достижения целей организации и равного удовлетворении заинтересованных сторон.

Действительно, единого определения системы управления найти не удалось, но у всех определений есть общие элементы.

Во-первых, система управления – это ПОДСИСТЕМА системы более высокого порядка технической, социальной или иной, в отношении которой осуществляется управление.

Во-вторых, ОБЪЕКТОМ системы управления является состав (элементы, подсистемы, связи, структура) и функционирование (состояния и поведение) управляемой системы.

В-третьих, ЦЕЛЬЮ системы управления является достижение целей управляемой системы.

В-четвертых, ОГРАНИЧЕНИЕМ системы управления являются допустимые условия существования управляемой системы.

Для формулировки определения используем как шаблон определение системы, которое предложила В.Н. Волкова:

S def ≡ <{Z},{Str},{Tech},{Cond}>

где {Z} – совокупность или структура целей;

{Str} – совокупность структур (производственная, организационная и т.п.), реализующих цели;

{Tech} – совокупность технологий (методы, средства, алгоритмы и т.д.), реализующих систему;

{Cond} – условия существования системы, т.е. факторы, влияющие на ее создание, функционирование и развитие.

Тогда систему управления можно определить следующим образом:

Система управления – это часть системы – подсистема, включающая в себя совокупность структур и технологий, целью которой является достижение целей управляемой системы (надсистемы) путем изменения структур и технологий последней в условиях, допустимых для существования управляемой системы.

Ключевым отличием систем управления технических и социальных систем мне видится различие в источниках целеполагания.

Технические системы – системы целеустремленные, т.е. цели технических систем задаются извне. Системы управления технических систем не должны формировать и не формируют цели управляемой системы. Поэтому приведенное выше определение достаточно, для определения системы управления техническими системами

Социальные же системы – это системы самоорганизующиеся, следовательно способные к формированию целей изнутри системы. Из «закона необходимого разнообразия» следует, что система управления любой социальной системы обязана обладать способностью определять состав и структуру целей, следовательно важной отличительной особенностью систем управления социальных систем обязательно должны иметь в своем содержании структуры и технологии, обеспечивающие создание и изменение структуры целей управляемой социальной системы.

Последнее утверждение приводит к еще одному предположению: в состав системы управления социальных систем могут входить структуры и технологии, являющиеся внешними по отношению к управляемой системе, что, на мой взгляд, проявляется в концепции Пространства Инициирования Целей Кочнева, Перегудова, Ямпольского.


8 мыслей о “Определение понятия “Система управления””

  1. Есть одна загадочная вещь в данном определении – достижение целей НАДСИСТЕМЫ, В тоже время: “в состав системы управления социальных систем могут входить структуры и технологии, являющиеся внешними по отношению к управляемой системе” На сколько управляемая система является надсистемой к управляющей

    1. А вот в этом-то и парадокс систем управления живых систем: они являются частью, т.е. подсистемой, управляемой системы (например: центральная нервная система у живых организмов) и не могут существовать отдельно от надсистемы, но при этом должны обладать возможностями выходить в рефлексивную позицию по отношению к себе и надсистеме, чтобы обеспечивать успешное изменение и адаптацию управляемой системы. При этом управляемая система является надсистемой по отношению к управляющей… В технических системах этот парадокс отсутствует, поскольку целеполагание находится во внешней среде.

      И я рад приветствовать одного из лучших известных мне специалистов по организационному проектированию в числе читателей моего сайта.

  2. Вы, уважаемый, так и не раскрыли суть фразы – система управления, то есть чтобы стало понятно КАК создать таковую систему.
    Единственное что мне понравилось – это работа, которую Вы выполнили на отлично!

    1. Как следует из заголовка поста, его задача ответить на вопрос ЧТО такое система управления. А ответу на вопрос КАК создавать посвящены другие посты, статьи и публикации.
      Наверное мне должна льстить ваша оценка проделанной работы, но… для этого нужно понимать Вашу квалификацию. Если бы эту оценку мне поставила Виолетта Николаевна, то я был бы на седьмом месте от счастья… А так… Рад, что Вам понравилось

  3. Исходя из того, что “система – это совокупность взаимозависимых элементов, действующих совместно для достижения некоторой цели” (Деминг), а управление это организация, планирование, учёт, контроль и оценка результатов (от Файоля и дальше), то для производственных приложений я обычно пользуюсь таким определением:

    “Система управления – это набор правил организации, планирования, учёта, контроля и анализа результативности производственных процессов”.

    Здесь производственный процесс понимается в классическом толковании. Если заменить “производственный процесс” на “бизнес-процесс”, то, как мне представляется, такое определение можно обобщить на любую организацию.

    1. Сергей, здравствуйте.
      В Вашем определении мне не нравится отсутствие людей и организационных структур, вы оставили только правила и процессы. Правила – это сильно суженный набор элементов, для системы управления. В отсутствие людей (и их персональных “тараканов”) – система управления организацией не существует, к сожалению или к счастью не знаю…

      1. Дмитрий, позвольте уточнить. В соответствии с принятым в Production Management классическим определением “Система управления” это один из пяти элементов (5Р) более общего понятия “Производственная система”. Остальные 4 элемента это люди, машины, материалы и процессы. Так что “люди” там, конечно-же, есть, но на более высоком уровне. А что касается “организационной структуры”, то она существует не сама по себе, а определяется правилами организации, планирования, учёта и анализа результативности процессов.

        1. Сергей, ну если бы я был согласен с этим подходом, то мне не понадобилось бы давать собственное определение :)
          Обратите внимание, что определения, что такое “система управления” Вы не даете. Это просто именование подсистемы в “Производственной системе”. Ну и что дальше? Что это такое?
          Кроме того, почему “производственная система” – это более общее понятие, по отношению к понятию “система управления”? Вы считаете, что в непроизводственных системах отсутствует система управления?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.