Этот шаг не обязателен, если мы разрабатываем карту ССП для классической коммерческой СБЕ. В этом случае нам будет достаточно классических четырех перспектив, но иногда возникает необходимость изменить последовательность или состав используемых перспектив.
Перспективы — это одно из основных ключевых отличий методологии ССП от предшествовавших ей концепций построения «деревьев целей». Перспективы придают создаваемому дереву целей многомерность.
Перспективы — это компонент, на который декомпозируется стратегия для управления внедрением. Обычно существует четыре перспективы: финансовая, клиентская, внутренние процессы и обучение и развитие. Могут быть добавлены другие перспективы или заменена часть из них в зависимости от специфических потребностей стратегии.
Если отвлечься от их наименований, то структура перспектив всегда следующая:
Первая (верхняя) перспектива отражает требования владельца системы — НАДСИСТЕМЫ. В коммерческих организациях это, как правило, финансовая перспектива, но состав целей этой перспективы часто будет зависеть от того, кто ставит эти цели: собственник-физическое лицо, собственник-юридическое лицо, управляющая компания. Принято считать, что увеличение стоимости компании — это универсальная финансовая цель верхнего уровня, но в зависимости от намерений владельца, она может быть и иной. Встречались ситуации, когда финансовой целью верхнего уровня в стратегии бизнес-единицы было обеспечение безубыточности и самофинансирования. Кроме того, возможны ситуации, когда требования владельца вообще не связаны с финансовыми результатами компании.
Вторая перспектива отражает цели в отношении внешней среды. Она включает в себя цели в области предложения ценности, в обмен на которые компания получит ресурсы из внешней среды. В стандартной структуре карты ССП — это клиентская перспектива, но возможны ситуации, когда в этой перспективе могут оказаться цели в отношении не только клиентов, но и в отношении других субъектов внешней среды: государства, местного сообщества, СМИ и т.п.
Третья перспектива отражает требования к функционированию самой компании. Эти цели, в первую очередь, отражают требования к исполнительным органам управления компании. В классической ССП — это перспектива Внутренние процессы. Основным стейкхолдером этой перспективы является высший менеджмент компании.
Четвертая перспектива — это перспектива потенциала, ресурсная перспектива. В классическом варианте перспектива называется Learning&Development, в русском переводе наименование не устоялось: «Обучение и развитие», «Сотрудники и инфраструктура» и т.п. Основное ее содержание — это требования к компетенциям и технологиям, необходимым для обеспечения должного функционирования бизнес-процессов компании.
Само содержание перспектив может отличаться от классической, но структура всегда будет следующей:
Верхняя — требования владельцев, вторая — цели в отношении внешней среды, третья — требования к функционированию, четвертая — требования к потенциалу компания.
Прежде, чем переходить к формулировке целей компании, нужно определить содержание всех четырех перспектив.
После того, как будут выполнены эти три подготовительных шага, можно переходить к следующим шагам постановки системы сбалансированных показателей.
Продолжение следует. Начало здесь