Эта мысль возникла у меня, когда я перечитывал статью Эли Голдратта «Стоя на плечах гигантов», где он рассказывал историю успеха Hitachi Tool Engineering и подробным образом разбирал, почему там не работало бережливое производство, оно же TPS.
Я даже перевел этот текст на английский и отправил его Эли Шрагенхайму, и у нас состоялась почти часовая беседа, где, как нам показалось, удалось найти некторые очень интересные решения, которые, если повезет я опубликую позже.
В статье “Стоя на плечах гигантов” Голдратт последовательно разобрал подходы Генри Форд и Тайити Оно, как они разрабатывали свои системы, какие исходные посылки и предположения закладывались в основу их решений. Эта статья хорошо известна в кругах специалистов ТОС. Она даже стала названием для целого одноименного фреймворка, который используется для обоснования решений, закрывающих лакуны в областях применения хорошо известных подходов.
Так вот, в направлении улучшений, которые анализирует Эли Голдратт есть закономерность: Генри Форд боролся за увеличение скорости потока, он боролся за сокращение времени от момента добычи руды и до выхода автомобиля с конвейера. У него этот параметр в наилучшем состоянии был снижен до 81 часа. Он боролся за то, чтобы как можно быстрее выпускать товар.
Оно решал ту же проблему другими способами в других условиях, в другой среде, где не было возможности запустить конвейер и использовать подходы массового производства ограниченного количества моделей.
Вся Теория ограничения, по сути, построена вокруг того, как сократить срок исполнения заказов, как увеличить скорость реакции.
Самое ценное в DDMRP, которая разработана на основе Теории ограничения, это так называемый механизм разъединения (decoupling), алгоритм или скорее процедура, отвечающая на вопрос: как определить, где в цепи поставок нужно хранить запасы, а где нужно производить/поставлять «под заказ».
Но это тоже борьба за увеличение скорости, сокращение времени реакции.
Более того, все современные технологии, цифровизация, Индустрия 4.0, Agile, Business Agility направлены на то, чтобы сокращать срок, сокращать время реакции, увеличивать скорость отклика.
В основе этого, как мне кажется, лежат две базовые вещи.
С одной стороны, это время, которым мы не управляем. Оно есть как данность.
А с другой стороны, неубиваемая потребность человека получить удовольствие и блага прямо сейчас.
Широко применямая в Теории ограничения концепция «низковисящих плодов» (Low hanging fruits) тоже настроена на то, чтобы дать внедряющим компаниям быстрые результаты. При разработке типовых Деревье Стратегии и Тактики Голдратт подчеркивал необходимость быстрого получения результатов, иначе весь процесс изменений будет остановлен.
Ситуация такова: всё, что мы делаем, направлено на то, чтобы давать как можно более быструю отдачу.
Видимо, у человека существует только «сейчас».
Главное слово — NOW — Do It Right Now — Делай это прямо сейчас.
Получается, что общее направление развития рынка, экономики направлено в cторону повышения скорости.
Эксперт в области решений ТОС для управления проектами Санджив Гупта выступает со своим: «Фокусируйся и завершай!» А что это на самом деле?
Сфокусируйся и достигай результата как можно быстрее! При этом, похоже, что «Как можно быстрее» — это уже поздно.
Даже на рынке программного обеспечения клиенты уже не хотят пока для них будет разработано кастомизированное решение. Они хотят использовать решение «из коробки».
Люди не готовы ждать. Может, потому, что жизнь человеческая коротка, может, просто не готовы откладывать получение результата. Но любое решение, которое им будут предлагать решить прямо сейчас, выиграет у «результатов потом».
Все волшебные таблетки называются «Дайте мне сейчас». Все запросы сводятся к одному «как быстро получить результат».
Магистральное, глобальное направление, над которым нужно работать в управлении, основная задача — делать сейчас, получать результат прямо сейчас.
При этом в Теории ограничения, похоже, есть противоречие, возможно кажущееся.
Там говорится «Цель коммерческой зарабатывать деньги сегодня и в будущем».
Но получается, что на самом деле, будущее никого не интересует.
Формулировка Рави Гилани «Цель компании 4M: Make More More Money» ничего не говорит о будущем. Задача в том, чтобы каждый раз «Сейчас делать больше денег», сейчас и в следующем «сейчас», и в следующем «сейчас».
Процесс непрерывного улучшения – это тоже про то, чтобы текущее «сейчас» было лучше, чем вчерашнее «сейчас», а завтрашнее «сейчас» было лучше, чем текущее.
Это перекликается с буддизмом, духовными практиками, которые говорят: будущего ещё не существует, прошлого уже не существует, что для человека существует, так это только настоящее, только «сейчас» имеет значение.
Я говорю про экономику. Психологический тест, известный как «зефирный тест» показывает, тот кто способен ждать, достигает бОльших результатов. Наверное, отдельные люди, очень небольшой процент способны пожертвовать «сейчас» в пользу больших выгод потом. Но если мы говорим про экономику, то рассматриваем массу людей.
Бесполезно вытаскивать общество на уровень, который выше его возможностей. СССР развалился в том числе и потому, что светлое будущее постоянно откладывалось. Жизнь человека коротка, а он хочет успеть насладиться результатами. Жизнь человека по продолжительности смешная. Отбросим годы детства, вычтем старость и останется 40-50 активных лет жизни.
Нейробиологи утверждают, что для мозга между «я решил» и «я сделал» нет разницы, её не существует. Именно поэтому существует и так распространена прокрастинация: я решил сделать, а в мозге ощущение, что я уже сделал. Это состояние подкрепляется эндогенными веществами, которые подтверждают, что результат уже достигнут.
Часто даже то, что кажется результатом, отложенным на будущее, – это иллюзия. Просто мы выбираем «сейчас» ощущать себя таким, получить то, что мы ценим больше.
Наши достижения, которыми мы хвастаемся, это следствие выбора относительно того, как мы хотим и будем себя чувствовать «сейчас».
Дальше выбор, вокруг чего, твоё СЕЙЧАС строится. Сейчас ты хочешь сделать такую штуку или сейчас ты готов пожертвовать ею ради плюшек в будущем?
Если жертва удовольствием «сейчас» не решает кардинальную проблему угрозы жизни, человек выберет «сейчасное» удовольствие: съесть, купить, высказаться, потрогать.
Дети не умеют думать о будущем. Ключевой мотив «сейчас мне должно быть классно и я не могу это куда-то отложить». Отними у них «сейчас» и услышишь плач.
Скорость, с которой мы удовлетворяем запросы — это база, на которой строится экономика.
Sharing-economics, ипотека, кредиты: сейчас получить, а потом платить. Шеринговая экономика — это Не терпеть, Не накапливать, Не откладывать, Не мечтать, а потом обладать. Нет, уже сейчас иметь, а потом регулярно платить.
Страшно представить, сколько всего построено на одном слове СЕЙЧАС, какой экономической силой это слово обладает.
Есть предположение, что это базовая линия развития построения всех способов управления операциями в цепях поставок или, что точнее, в цепях создания ценности.
Выигрывают те управленческие технологии и методологии, которые направлены на скорейшее получение результата.