И снова про типы ограничений. Ограничение рынка.

Еще раз немножко о понятии “ограничение”, “бутылочных горлышках” и т.п.

В книжках у нас описаны относительно простые решения (не забываем, что книжки – это всегда маркетинг, это попытка познакомить мир с подходами), то чаще всего люди, которые прочитали книжки, кидаются внедрять Теорию ограничений с мыслью о том, что сейчас мы найдем “бутылочное горлышко” в системе, что-то хитрое с ним сделаем, разошьем, и сразу наступит нам счастье.

Ну, во-первых, “бутылочное горлышко” – это термин, который остался и “повис” у нас из восьмидесятых годов. Сегодня у нас используется понятие “ограничение”, и оно сильно шире, чем просто понятие “самое слабое звено” или понятие “бутылочное горлышко” организации. Ограничение – это такая штука, которая заставляет нас вести себя определенным образом.

Классификация ограничений нигде не закреплена. Ее нельзя прочитать в словаре TOCICO. Но…

Если вы сталкивались с презентациями Goldratt School или нашими презентациями, то вы видели, что мы как-то договорились (далеко не факт, что все будут с нами согласны – дело, как говорится хозяйское), что все ограничения можно сгруппировать в три большие группы. Я об этом писал в своих публикациях, рассказывал в роликах, но для тех, кому долго и сложно искать сейчас быстренько напомним.

Первая группа – это такой вид ограничения, в который неизбежно упрётся любая коммерческая компания, – это ограничение рынка. Ограничение рынка – это когда компания продает свою продукцию всем, кому эта продукция нужна. Строго говоря, мы говорим о том, что ограничение рынка существует, когда компании принадлежит 50% и более рынка.

Здесь начинается куча разных ловушек, так как что такое рынок, как мы его определяем – непонятно. Для каждой компании это надо определять по своему. Мне, конечно, очень нравится подход Рави Гилани (можете найти его ролики на наших видеохостингах), который говорит: “О каком ограничении рынка вы говорите, если вам принадлежит менее 50% мирового рынка?”

Я не буду здесь с ним спорить, но… Если вы локальная компания и производите локальный продукт, то ваш рынок – это то, куда вы можете дотянуться, исходя из своих локальных возможностей.

Опираясь на это, нужно понимать, что ограничение рынка каждая компания определяет по своему.

Но при этом у того же Рави Гилани есть замечательная фраза, которая прямо таки греет мне душу, и я на нее всегда ссылаюсь: “Если вы выполняете заказы клиентов с надежностью менее 95% (есть такой показатель у наших англоязычных недрузей On Time In Full (OTIF) – в срок и в полном объеме), если ваш показатель OTIF менее 95%, то о каком ограничении рынка вы говорите? Вы просто некачествено работаете!”

Ваша логистическая система работает просто НЕКАЧЕСТВЕННО. Мы говорим о качественной работе логистической системы при показателе OTIF 95%+. Уровень 90%+ – это неплохо, твердая “четверка”, 80%+ – “удовлетворительно”. Но уж точно не 50% и не 70% (которые далеко не редкость). Логистическая система в этом случае не заслуживает даже оценки “удовлетворительно”.

А значит вы НЕ МОЖЕТЕ говорить об ограничении рынка, если вы не выполняете свои обещания с достаточной надежностью.

Повторюсь: что бы вы ни делали, если вы будете замечательно работать, у вас будет великолепная логистика, и вы съедите всех своих конкурентов, то вы все равно упрётесь в ограничение рынка.

Из этого возникает одно важное следствие: ограничение из системы устранить нельзя! Ограничение в системе будет всегда, и нам нужно решить, где мы ХОТИМ, чтобы находилось наше ограничение.

Продолжение следует…


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.