Третий показатель самый спорный – ROIDD- рентабельность замороженных денег. Он отсутствует в словаре TOCICO и является нашей разработкой. Откуда появилась необходимость в нем? Можно ли без него обойтись? Теоретически можно.
Он появился как попытка заменить классический ROI. На картинке формула Дюпон.
Рентабельность – это прибыль, деленная на что-нибудь. ROI или ROA, рентабельность инвестиций или рентабельность активов – это одно и то же. В корпорации Дюпон разделили на два операционных показателя, с которыми можно работать. Продажи, деленные на активы – это оборачиваемость, умноженная на прибыль, деленную на сумму продаж, т.е. рентабельность продаж. Произведение оборачиваемости и рентабельности и даёт нам, собственно ROI. Единственный недостаток классической оборачиваемости и классической ROI (здесь нужно учитывать, что этот недостаток у нас в стране не всегда проявляется): у классических западных учетчиков и оборачиваемость и ROI считаются на временном отрезке в год. Ни на каких других временных отрезках этот показатель не считают.
Почему? Ответа нет. Почему не могут посчитать за месяц, квартал или неделю? Не знаю. Коэффициент оборачиваемости в разах в год, а не в днях и рентабельность инвестиций считается в годовых. А для того, чтобы принимать решение, это очень крупный отрезок времени.
Так вот показатель рентабельности замороженных средств (ROIDD) был придуман для проектов, где дефицит денежных оборотных средств был запредельным, где торговая компания не могла позволить себе закупить весь товар, который нужно купить и положить на склад. Нужно было быстрее закупать то, что быстрее вытаскивает из ямы. При этом рентабельность и маржинальность вообще не важна, но важно количество своих денег, которое нужно вложить. И тогда был введён показатель, который считался предельно просто. Проход, который мы зарабатываем в день от продажи единицы этого товара, деленый на замороженные деньги, IDD, которые считались как сумма закупки, умноженная на финансовый цикл. Чем короче финансовый цикл, тем меньше заморозка, тем выше этот относительный показатель. Дальше поступали просто. Везде, где IDD за счет финансового цикла отрицательный, заказываем поставщикам в первую очередь. Заработок на таком товаре не требует инвестирования наших средств. Мы зарабатываем за счет поставщиков, кредитуемся у поставщиков.
Например: компания, поставляющие комплектующие для компьютеров. Сначала заказывали товары с отрицательным IDD в соответствии с буферами. Остальные товары сортировались по убыванию показателя: проход в день, деленный на IDD, где IDD рассчитан по финансовому циклу компании. Закупались те товары, на которые хватало сейчас денег. Дополнительное условие, сумма TVC сразу же из выручки отправлялась на закупку товаров. С каждых 100 рублей мы платим поставщикам половину. Платим поставщикам с точки зрения того, чьи товары как можно быстрее превратятся в деньги, чтобы не занимать у банков и не приносить свои. Именно так работает показатель IDD. Это показатель не антикризисного, но кризисного управления, когда идет борьба за живучесть. Этот показатель отвечает на вопрос: какой товар даёт максимальный заработок при минимальном вложении денег.
Чем выше ROIDD, тем лучше. Если IDD отрицательный, то сначала заказываем всё, что имеет отрицательное IDD, заказываем до целевого уровня буфера. Чем больше по модулю IDD, тем лучше. Чем отрицательнее IDD, тем лучше.
Применять этот показатель во всех случаях не обязательно. У большинства компаний нет такой жесткой ситуации с деньгами, когда на него нужно опираться.
Вот пример с реального проекта, где с закупщиком считали выгодность маленькой и большой партии. Маленькая партия на 7 000 долларов, большая – на 12 000. Соответственно, если привезем маленькую, то заработаем 7 350, если большую – 12 600 долларов. Вот стоимость логистики, которая отчасти зависит от стоимости партии, а вот чистый проход, который заработаем с этой поставки. Чуть меньше 4000 и 7 800. Это будем продавать полгода, а это 309 дней. Соответственно, здесь заработаем 55% на вложенные деньги, а здесь 65%. Дальше начинается математика, привязанная к годовым. У меня доходность переведена в ROI годовых. Выясняется, что несмотря на то, что проход в день по маленькой партии составляет 21,39 доллар, а здесь аж 25,28 долларов, но относительно вложенных денег маленькая партия дает нам 111 % годовых, а большая – 76,5%. Рентабельность в 1,5 раза выше, а скорость набора этой рентабельности в 2.5 раза быстрее на маленькой партии с точки зрения заработка. Это без учёта финансового цикла, т.е. условий оплаты. Это один и тот же поставщик, поэтому считается только поставка, которую должны были привезти на склад.
Вот три специфических показателя, два из которых словарные, а третий – это изобретение, которое было сделано в процессе жесткого кризисного спасения компании. ROIDD в первую очередь применяется для торговых компаний, но не поможет с сырьём. Для производственных компаний использование понятия Финансовый цикл при расчёте IDD обязательно.
Первые два показателя просто характеризуют то, насколько мы ошибаемся при работе в цепочке поставок и смотреть их нужно в динамике. Они должны уменьшаться или хотя бы не расти.
ROIDD – очень специфический показатель при спасении компании из жесткой нехватки оборотного капитала. Правило остается такое же: чем выше показатель рентабельности замороженных денег, тем быстрее эти деньги превращаются в новые деньги. ROIDD работает в тех случаях, когда катастрофически не хватает оборотного капитала и нет возможности привлечь средства со стороны. Это система борьбы за живучесть в подводной лодке: помощь не придёт, отсек задраен. Тот, кто в отсеке, тот и борется за свою жизнь.